Семья – это первичный микросоциум, в котором развивается и формируется личность ребенка. Родители для него являются авторитетом, поэтому многое из моделей их поведения ребенок перенимает на себя. Родители играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Поэтому неправильное воспитание может быть причиной возникновения различных детских проблем, таких как неврозы, страхи, задержка психического развития, проблемы в общении, низкая самооценка и т.д. Рассмотрим возможные варианты неправильного воспитания, и к каким проблемам они могут привести.

  1. Первый стиль неправильного воспитания заключается в том, что родители не уделяют внимания ребенку, не участвуют и не интересуются его жизнью, он предоставлен сам себе. К чему это может привести? К попытке привлечения внимания различными неконструктивными способами в виде хулиганства, неповиновения и истерик, возможен уход из дома, впадение в алкогольную или наркотическую зависимость в более позднем возрасте, а также инфантильности, высокой тревожности.
  2. Следующий стиль неправильного воспитания является противоположным первому: чрезмерная опека детей, взятие ответственности за него, «заботливый» контроль. К чему это может привести? Ребенок развивается избалованным, жадным, с комплексом неполноценности, не инициативным, инфантильным, в более позднем возрасте могут проявляться акты протеста в виде истерик и попыток ухода из дома и также впадение в алкогольную или (и) наркотическую зависимость в более позднем возрасте.
  3. Потворствующая опека. Этот стиль неправильного воспитания сопровождается потаканием желаний ребенка, покрывательство в случае его виновности. Как следствие: вседозволенность, безответственность и неприспособленность со стороны ребенка, инфантильность, страх реальной деятельности.
  4. Воспитание по типу «Золушки». Здесь наблюдаются постоянные упреки и замечания в сторону ребенка, отсутствие внимания и безразличие. Такие дети формируются озлобленными, обидчивыми, неуверенными в себе, тревожными, возможны различные виды девиантного поведения.
  5. Жесткое воспитание, при котором происходит полное подчинение воле родителей, они пользуются безукоризненным авторитетом, и мнение ребенка не учитывается. Как следствие: угрюмость, боязливость, заниженная самооценка, отсутствие инициативы, зависимость, пассивность, ориентация на внешний авторитет.
  6. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Как правило, родители возлагают на детей повышенные надежды, хотят, чтобы ребенок воплотил в жизнь то, что не удалось им самим. Другим аспектом этого воспитания может быть перекладывание ответственности за заботу о других членах семьи на ребенка. К чему это может привести: агрессивное отношение к родителям и другим людям, обидчивость, высокий уровень притязаний, который может привести к заниженной самооценке.
  7. При противоречивом стиле родители и близкие применяют различные стили воспитания по отношению к ребенку, нередко не соответствующие друг к другу. Например, мама чрезмерно опекает, а отец использует жесткий стиль воспитания. В этом случае у ребенка формируется повышенная незащищенность, раздвоенность, избалованность, неуверенность в себе.

Мы перечислили основные стили неправильного воспитания, также возможны различные их вариации. Из вышеуказанных примеров наглядно показана роль родителей в формировании личности ребенка.

Помимо неправильного воспитания существуют физиологические и наследственные факторы в формировании различных проблем, таких как расстройства психики, гиперактивность, нарушение в развитии познавательных процессов и т.д. В любом из этих случаев очень важна работа детского психолога.

Что входит в деятельность детского психолога?

Во-первых, это психологическое просвещение. Психолог может дать информацию о закономерностях и условиях благоприятного развития детей, разъяснить о стилях правильного воспитания, а также приобщить к психологическим знаниям, повысить уровень психологической культуры родителей.

Во-вторых, это психопрофилактика. Психопрофилактика направлена на укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах их развития. Она предполагает разработку развивающих программ для детей, выявление психологических особенностей ребенка, которые в будущем могут привести к сложностям, создание благоприятного психологического климата в семье и т. д.

В-третьих, это психологическая консультация. Она направлена на решение возникших проблем, которые могут быть связаны с различными аспектами жизни как семьи в целом, так и каждого члена семьи по отдельности.

В-четвертых, это психологическая диагностика, которая направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей.

В-пятых, это психологическая коррекция. Здесь проводится работа по устранению различных отклонений в развитии ребенка, выявленных с помощью психологической диагностики.

Не стоит недооценивать и не принимать во внимание важность работы психолога. Откладывая проблемы на потом, надеясь, что все пройдет само, можно только усугубить ситуацию. Для развития полноценной личности, которая сможет адаптироваться и жить в обществе и для решения психологических проблем, рекомендуется помощь специалиста.

 

Бесплатная консультационная помощь

Свяжитесь с нами — мы детально разберем вашу ситуацию и подберем оптимальные варианты помощи!